История

Первое театральное здание в Красноярске было построено в 1874 году на Староострожной площади. Оно было детищем промышленников-меценатов А.П. Кузнецова и А.С. Щеголева. В нем ставились любительские спектакли, играли заезжие артисты, а 1875 году в театре начала работать первая профессиональная труппа, основанная антрепренером А.Н. Егоровым. С этого момента и начинается история нашего театра.

В ночь с 15 на 16 октября 1898 года это здание сгорело, а Староострожную площадь еще долго называли Театральной.

 

 

В 1902 году на пожертвования горожан было построено новое здание – Пушкинский Народный дом. Он строился всем миром: крупные промышленники и купечество, служащие, общества врачей и учителей вносили свою лепту в строительство театрального дома.

 

Исторический фасад театра

 

Городской голова Николай Александрович Шепетковский возглавил специальную комиссию для организации строительства нового дома-театра. Николай Александрович был хорошо известен красноярцам как народный просветитель. Эту деятельность он считал главной в своей жизни. Именно при его активном участии было построено здание, в котором мы сегодня служим. Фундамент и стены нашего дома оттуда, из XIX века.

 

Городской голова Н.А. Шепетковский с сыном

 

В воскресенье, 17  февраля 1902 года, состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя А.С. Пушкина. А уже осенью в Народном доме начала работать драматическая труппа госпожи К.П. Красновой, положившая начало существованию в Красноярске постоянного театра. 15 сентября 1902 года состоялась премьера спектакля по пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые» и водевиля «Женское любопытство». Для театра был организован специальный «Бальный оркестр», который должен был играть перед  началом спектаклей, по ходу действия и в антрактах. Труппа г-жи Красновой продержалась в городе менее одного сезона. Дело в том, что основная масса  горожан не имела возможности  часто посещать спектакли. Из-за отсутствия достаточного количества зрителей театр работал только три раза в неделю и каждый раз показывал новую постановку. Недаром один из искренних любителей театра  с иронией и обидой за свой город и театр писал в газете «Енисей»: «Госпожа Краснова наказана за попытку оживить красноярскую публику. Но,   спрашивается, чем можно привлечь в театр наших обывателей: сегодня драмой, завтра комедией, потом фарсом, оперой, опереттой, балетом и, наконец, шансонеткой. Пожалуй, только так можно иметь хороший сбор в течение недели».

В середине февраля 1903 года труппа закончила  свой  сезон в Красноярске.

Надо сказать, что для того времени частая смена антрепренеров была делом обычным. Но только труппе антрепренера М.И. Каширина удалось проработать в нашем городе пять сезонов. Каширин был крупным и успешным театральным деятелем, ориентированным, прежде всего, на кассовые сборы.

 

М.И. Каширин, антрепренер театра с 1903 по 1907 гг.

 

С революционными событиями 1917 года в ход театральной жизни вмешались исторические катаклизмы. 22 ноября 1917 года Декретом Совета Народных Комиссаров театры были национализированы. Став государственным, Пушкинский Народный дом-театр получил название «Первый Красноярский рабочий», а позже – «Первый Красноярский советский театр».

В двадцатые годы театр активно искал свое идеологическое и художественное лицо. Чего только не было на афишах театра в эти годы: процветал формализм всех мастей и оттенков, делались попытки строить отдельное «пролетарское искусство», продолжали ставить старые «слезливые» мелодрамы, «ужасные трагедии», пошлые комедии и фарсы, делавшие кассовые сборы.

 

Труппа театра 1920 г.

 

Резкой отповеди подвергся театр за постановку пьесы местного автора «Маруська Кириллова» (из жизни красноярских бандитов).

 

 

В декабре 1934 года был создан Красноярский край, а с осени театру вновь вернули имя А.С. Пушкина и присвоили статус краевого.

В 30-е годы личность художественного руководителя и главного режиссера К.А. Ведерникова определяла репертуарную политику театра. Классика и советская пьеса заняли значительное место в афише: «Волки и овцы» А. Островского, «Мещане» М. Горького, пьесы К. Тренева, Н.  Погодина. 

 

К.А. Ведерников, главный режиссер театра с 1938 г.

 

Сороковые, роковые… Война отозвалась в театральной жизни города спектаклями на патриотическую и антифашисткую темы. Красноярцам были показаны выдающиеся произведения советской драматургии периода Великой Отечественной: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Сталинградцы» Ю. Чепурина.

За долгую историю в театре сменилось не одно поколение режиссеров. Каждый из них – художник, обладающий собственным взглядом на мир, определяющий творческую манеру, стиль и язык, на котором театр говорил со зрителем. Судьбу театра все больше стали определять режиссеры, им стало принадлежать художественное лидерство. Они формировали костяк красноярской труппы, уже тогда славящейся своей ансамблевостью.

Самым ярким режиссерским именем в 40-х годах был политический ссыльный, художественный руководитель театра, заслуженный артист РСФСР А.Я. Волгин, внесший большой вклад в развитие театрального дела в Сибири. Именно ему удалось поднять театр на  новые достижения, расширить репертуар, привлечь в театр  талантливую молодежь.

 

А.Я. Волгин, главный режиссер театра с 1944 по 1947 гг.

 

С именем А. Волгина связан интересный факт. При нем в нашем театре начали ставить спектакли для детей. Первым стал спектакль по пьесе С. Маршака «Умные вещи».

 

Программка спектакля «Умные вещи»

 

В 1945 году Або Яковлевич создал театральную студию, где совсем молодым студийцем начинал свой путь на сцене  великий русский актер Иннокентий Смоктуновский – народный  артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РСФСР.

В истории нашего театра есть одна самоотверженная женщина, актриса, не побоявшаяся вступить на мужскую режиссерскую стезю, – заслуженный деятель искусств РСФСР Лина Самборская. Благодаря своему  сильному   характеру, она справлялась со сложностями репетиционного и постановочного процессов. Долго и с успехом шли в театре спектакли, поставленные режиссером Линой Самборской в 50-е годы.

 

Л.С. Самборская, главный режиссер театра с 1952 по 1954 гг.

 

Во времена заслуженного деятеля искусств РСФСР А.П. Дунаева театр начал активную гастрольную деятельность. Особо значимыми для труппы стали первые московские гастроли, состоявшиеся в 1956 году.

 

А.П. Дунаев, главный режиссер театра с 1954 по 1958 гг.

 

А ленинградские, киевские, черниговские, смоленские гастроли помогли театру «сделать имя» на театральном пространстве страны. Это произошло уже при заслуженном деятеле искусств БССР, лауреате Государственной премии Семене Казимировском. Зрители увидели его постановки: «Гамлет» У. Шекспира, «Маскарад» М. Лермонтова и многое другое.

 

С.С. Казимировский, главный режиссер театра с 1959 по 1963 гг.

 

В 1964 году театр возглавил заслуженный артист РСФСР Е.Л. Гельфанд, а вместе с ним в труппу пришла его супруга, молодая актриса Е.Н. Мокиенко, прослужившая в театре более 60 лет.

Народная артистка России Екатерина Ивановна Мокиенко  стала живой легендой красноярской сцены. Невозможно перечислить все роли крассического и современного, отечественного и зарубежного репертуара, сыгранные ею. 

 

Е.Мокиенко и Е.Гельфанд

 

Душа, любовь и гордость нашего театра — это артисты.

Мы помним свою историю и своих предшественников. Так, актер театра Николай Васильев, работавший в театре в конце  20-х годов прошлого века, был первым, кто создал на нашей сцене образ А.С. Пушкина.

А судьба хрупкой молоденькой актрисы Александры Перегонец, так полюбившейся красноярской публике, сегодня известна всей стране. После работы в Красноярске с 1931 года и до конца дней она выходила на сцену Симферопольского драматического театра. В годы войны Александра Перегонец участвовала в подпольной деятельности разведывательно-диверсионной группы «Соколы». В подпольную группу входило около 60  человек, в том числе 10 сотрудников театра. Группа «Соколы» организовала  45 крупных диверсий и передала в центр сотни разведывательных донесений. В марте 1944 года гестапо напало на след группы. 18 марта, сразу после спектакля, подпольщиков арестовали. Александру долго пытали, у нее были сожжены ноги, а за три дня до освобождения Симферополя советскими войсками подпольщики были расстреляны. Александра Перегонец посмертно была удостоена звания Героя Советского Союза. 

 

Актриса А. Перегонец

 

Костяком нашей труппы в последующие годы стали заслуженные артисты РСФСР А. Сергеев, П. Словцов, В. Кульзбеков, народный артист РСФСР Н. Дубинский, заслуженные артисты РСФСР Н. Никифорова, М. Вольская, А. Прибавочная, артисты В. Мерецкий,  Н. Тяк, Н. Чекмарев, О. Байкалова.

 

Актерская семья А. Прибавочная и Н. Тяк

 

Отдал много сил делу воспитания молодых актеров  заслуженный   артист РСФСР , профессор. К.А. Вощиков. Нынешнее поколение актеров театра говорят:  «Мы все учились у Константина Алексеевича или его учеников».

В разные годы в театре работали: любимец публики, народный артист Казахстана Л. Темкин, лирическая героиня, заслуженная артистка РСФСР В. Долматова, драматическая героиня, заслуженная артистка РСФСР С. Зима и рано ушедший из жизни заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии  В. Трущенко, заслуженный артист Дагестана В.В. Милошенко, актер, общественный деятель, депутат Красноярского Городского Совета, заслуженный артист России В.Я. Жуковский. 

Мы гордимся тем, что долгие годы в нашем театре служили: 

Николай Захарович Прозоров, народный артист России, кавалер ордена Ленина, лауреат Государственной премии РСФСР, почетный гражданин города Красноярска. Это был редкий талант, который не исчерпывался только драматическими ролями. Он был и блистательным комедийным артистом, прекрасно пел, легко танцевал. 

 

Народный артист России Н.З. Прозоров

 

Валерий Аркадьевич Дьяконов, народный артист России, лауреат  Государственной премии России им. К. Станиславского, обладатель награды «За честь и достоинство». Актерский потенциал Валерия Дьяконова был огромен. Его разнообразная палитра  позволяла  играть роли от остро-характерных до трагических.

 

Народный артист России В.А. Дьяконов

 

Режиссеры, приходящие в наш театр, формировали репертуар и следили за раскрытием творческих индивидуальностей каждого из своих актеров.

Таким ярким и безусловным лидером театра с середины семидесятых годов был заслуженный деятель искусств РСФСР Натан Басин. Малоиграющих артистов при Н. Басине не было. Тот, кто получал главную роль, завтра оказывался в массовке. И это принималось как должное. Почти каждый спектакль становился театральным событием, а спектакль «Спутники» В. Пановой был отмечен Государственной премией РСФСР.

 

Н.И. Басин, главный режиссер театра с 1975 по 1982 гг.

 

Время  80-х – это время рождения «новой волны» в драматургии, показа неприкрашенной действительности, попыток разобраться и осмыслить нравственные и душевные проблемы человека.

Народный артист РСФСР Леонид Белявский с блеском справлялся с этой непростой задачей. Спектакли, поставленные Леонидом Савельевичем, стали частью не только культурной, но и политической жизни города: «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского, «Не убий» В. Астафьева, «Мельница счастья» В. Мережко и, конечно же, «Дети Арбата» А. Рыбакова вызвали огромный зрительский  интерес не только у красноярцев, но и у зрителей других городов во время гастролей театра.

 

Л.С. Белявский, главный режиссер театра с 1982 по 1989 гг.

 

В 90-е годы в театр пришло новое поколение режиссеров – представителей разных театральных школ и направлений.

Яркий след оставили постановки молодого режиссера Г. Козлова, поставившего в нашем театре свои первые спектакли. Более 10 лет в театре шел «Вишневый сад». Зрители и сегодня вспоминают глубокие и неожиданные решения режиссера. А спектакль «Фрекен Жюли» по пьесе А. Стриндберга, поставленный на Малой сцене театра, принимал участие во многих фестивалях, в том числе в Международном фестивале «Дни Стриндберга в Москве». Ныне Г. Козлов - заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России, художественный руководитель Санкт-Петербургского театра «Мастерская».

Зрительской любовью пользовались спектакли режиссера В. Гурфинкеля «Прекрасное воскресение для пикника» Т. Уильямса, «Петр и Алексей» Ф. Горенштейна, «Чужой ребенок» В. Шкваркина. Многие ностальгируют по «Поминальной молитве» Г. Горина – а ведь сколько лет прошло!

В 90-е театром им. А.С. Пушкина руководили И.Б. Борисов, И.В. Тодоров, С.Д. Черкасский, А.Ю. Бельский и А.Н. Максимов. Спектакли А. Максимова «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова и «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского обладали важным для репертуарного театра качеством — они были долгожителями.


Неизменным успехом пользовались постановки очередного режиссера и актера театра, заслуженного артиста РСФСР Николая Ивановича Хомякова. Среди самых любимых зрителями были его спектакли «Милый друг» Ги де Мопассана, «Цепи» Н. Сумбатова-Южина, «Я, женщина» В. Мережко и, конечно же, «Последний срок» по повести Валентина Распутина.

 

Н.И. Хомяков, режиссер театра с 1976 по 1996 гг.

 

В условиях рыночной  экономики 90-х остро стоял вопрос о выживаемости театра. Роль директора стала важнейшей. Появился даже термин «директорский театр». В некоторых городах директора стали руководить не только хозяйственно-экономической деятельностью, но и творчеством. Именно в эти трудные годы директором театра стал кандидат философских наук Игорь Яковлевич Бейлин.  В этот период ему пришлось решать множество сложных хозяйственных и творческих вопросов – зарплаты и жилья для актеров, по привлечению меценатов и формированию служб театра. Много было сделано для  того, чтобы зрители пошли в театр. Именно  при нем показатели посещаемости спектаклей превысили 90%.

 

И.Я. Бейлин, директор театра с 1989 по 2004 гг.

 

В тесном сотрудничестве с директором работали режиссер Александр Бельский (с 1999 по 2004 гг.)и главный художник театра, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии А. Баженов.

 

И.Бейлин, А.Бельский, А.Баженов

 

Красноярский театр всегда по праву гордился крепкой режиссурой и широтой репертуарных интересов. Но спектакли делают не только режиссеры и актеры, соавторами их являются и художники спектаклей.

…Двадцать пять лет главным художником театра был заслуженный деятель искусств РСФСР Г.К. Волков. Целая жизнь была отдана нашему театру: десятки  оформленных им спектаклей, сотни костюмов, реквизита и бутафории, придуманные им! Когда он ушел из жизни, в последний путь его провожал не только театр, но и весь город.

 

Главный художник Г.К. Волков

 

Александр Баженов, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии, хорошо известен многим красноярцам. Сегодня он является главным художником Музыкального театра. Но многие помнят его спектакли в драматическом театре. И когда по проспекту Мира от Музыкального театра идет Александр Николаевич, так и кажется, что этот красивый человек идет в свой  родной дом, в котором он служил более 20 лет.

 

А.Н. Баженов, главный художник театра с 1977 по 2002 гг.

 

В 2006 году театр возглавил ученик великого режиссера и педагога Петра Наумовича Фоменко Олег Рыбкин. Поставленные им спектакли нашли широкий отклик как у зрителей, так и у критиков. Театр под его руководством стал одним из ведущих театральных коллективов страны и получил признание на краевых, российских и международных фестивалях: спектакль «Таланты и поклонники» был приглашен в Москву для участия в фестивале «Островский в доме Островского» и в Самару для участия во Всероссийском фестивале «Волжские театральные встречи», «Трамвай «Желание»» - на Международный фестиваль «Реальный театр» в Екатеринбурге, спектакль «Темные аллеи» по И.Бунину участвовал в фестивалях «Ново-Сибирский транзит» в Новосибирске и Международном Волковском фестивале в Ярославле, спектакль «Варвары» принял участие в Российском театральном фестивале им. М. Горького в Нижнем Новгороде.

Сегодня каждый спектакль Олега Рыбкина — это новый взгляд на пьесу, новые, порой неожиданные подходы и решения. Большим успехом театра стала постановка спектакля по пьесе А.Чехова «Чайка». В 2008 году спектакль был номинирован на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая Маска» и был приглашен на фестивали в города России: Омск, Барнаул, Новосибирск, Ярославль, Санкт-Петербург.

Спектакль «Конек-Горбунок», поставленный Олегом Рыбкиным в 2012 году, был отмечен на Международном фестивале-конкурсе «Ново-Сибирский транзит», фестивале «Театральный синдром», Международном Волковском фестивале, стал участником внеконкурсной программы фестиваля «Золотая Маска» («Маска Плюс») и Российской Национальной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», а также принял участие в Международном фестивале Януша Корчака в Варшаве (Польша) в рамках программы АССИТЕЖ (ЮНЕСКО).

Еще одним участником фестиваля «Золотая Маска» в 2013 г. стал спектакль «Путешествие Алисы в Швейцарию» по пьесе Л. Берфуса.

В марте 2017 года на Малой сцене Театра Наций в Москве в специальной программе фестиваля «Золотая Маска» «Детский week-end» москвичи увидели спектакль Олега Рыбкина «Чик. Гудбай, Берлин!».

В 2019 году спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в постановке Олега Рыбкина был выдвинут на Российскую Национальную театральную Премию в 4-х номинациях и получил «Золотую Маску» за работу художника по свету: Дмитрий Зименко (Митрич).

Шестью номинациями на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая Маска» в 2020 году отмечен спектакль Олега Рыбкина «Мы, герои» по пьесе Ж.-Л. Лагарса.

Большой заслугой театра стал Фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» (ДНК), придуманный О. Рыбкиным и ставший заметным явлением не только в Сибирском регионе, но и в Российской Федерации. Он успешно просуществовал 9 лет и познакомил зрителей с новой драматургией и молодой режиссурой. Благодаря фестивалю и резиденции ДНК репертуар театра пополнился спектаклями по произведениям современных авторов: М. Дурненков «Легкий способ бросить курить», Д. Богославский «Тихий шорох уходящих шагов», И. Вырыпаев «Иллюзии», Д. Данилов «Человек из Подольска», Л. Берфус «Путешествие Алисы в Швейцарию».

 

О.А. Рыбкин, главный режиссер театра с 2006 г., лауреат Государственной премии России им. Ф. Волкова за выдающийся вклад в театральное искусство

 

С 2004 года театром руководит Петр Аникин – человек глубоко театральный. Отец  Петра Анатольевича тоже актер, сам Петр – выпускник Красноярского института искусств. Свой творческий путь начинал актером в Минусинске. Затем Петр Аникин работал заместителем директора и директором Минусинского драматического театра.

 

П.А. Аникин, директор театра с 2004 г. 

 

На долю Петра Анатольевича в качестве директора Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина выпала нелегкая задача: осуществить кардинальную реконструкцию  здания. Многие тяготы и заботы легли на его плечи, но любя и понимая театр, рука об руку  с главным режиссером, Петр Анатольевич с оптимизмом смотрит в будущее нашего театра.

 

П.А. Аникин (справа), представители администрации во главе с губернатором Львом Кузнецовым (в центре) и депутаты Законодательного собрания осматривают стройплощадку

 

Идут годы... Меняется облик более чем столетнего здания театра, приходят новые люди, и все обретает иной смысл. За последние десятилетия в театре осуществляли постановки крупные режиссеры российского театра: лауреат Государственной Премии РСФСР Г. Тростянецкий («Веселый солдат» по произведниям В. Астафьева, «Дама ПиК» по мотивам повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»), Д. Егоров («Я.ДРУГОЙ.ТАКОЙ.СТРАНЫ.» по текстам Д.А. Пригова. Спектакль - номинант Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска-2019» в пяти основных номинациях), А. Крикливый («ОдноврЕмЕнно» по пьесам Е. Гришковца, «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка, «Norway. Today» И. Бауэршима, «Русский роман» по пьесе Марюса Ивашкявичюса. Спектакль А. Крикливого «Похороните меня за плинтусом» по повести П. Санаева – участник Национального театрального фестиваля-конкурса «Золотая маска-2009», программа «Маска Плюс», X Международного театрального фестиваля «Камерата» в Челябинске), А. Ледуховский («Дядя Ваня. История одного выстрела» по пьесе И.П. Войницкого), А. Огарев ( «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского), лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» М. Гацалов («Август: Графство Осейдж» по пьесе Трейси Леттса) и другие.

Сегодня Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина является одним из лучших театров в России. Эта высокая планка достигнута благодаря усилиям директора, таланту коллектива театра и режиссера, соединяющего в своих спектаклях театральные традиции с новаторскими поисками европейского театра XXI века.